Все меньше остается дней для подготовки техники к осеннее зимнему периоду эксплуатаций, ибо крутить гайки при минусовой температуре - мало привлекательно. К зиме тракторы должны быть подготовлены особенно тщательно. В настоящей статье приведены некоторые рекомендации для эффективной работы трактора в холодное время года, которые увеличат: срок службы техники, уменьшит расход ГСМ, облегчит труд тракториста, а также представлены расходные материалы.
Желательно:
1. Промыть систему охлаждения двигателя и при необходимости удалить из нее накипь (особенно если заливали воду). Залить тосол или антифриз.
2. Выполнить операции очередного периодического технического ухода.
Особенно работу сцепления при необходимости заменить детали.
3. Проверить работу термостата, дистанционного термометра и действие жалюзи (шторки).
4. Заменить масло и смазку летних сортов маслом и смазкой зимних сортов в двигателе, гидравлической системе,
агрегатах и узлах силовой передачи и ходовой части. Из минеральных: масло ( Вязкость соответствует SAE-20.Аналоги М-8Г2: Shell Rotella 20/20W, Ravenol Formel Diesel 20W, Addinol Diesel, Nordix Diesel, )
5. Отключить масляный радиатор системы смазки двигателя.
6. Проверить при прокручивании основного двигателя число оборотов коленчатого вала пускового двигателя. ( Можно заменить на редукторный стартер)
7. Заменить фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки топлива (если они проработали более половины своего срока службы).
8. Промыть баки, отстойники, топливопроводы и фильтры системы питания двигателя.
Желательно заменит топливные шланги из ПВХ на прорезиненные.
9. Заполнить систему питания дизельным топливом зимних сортов и удалить из нее воду.
10. Проверить состояние всех агрегатов электрооборудования.
11. Изменить рабочее напряжение, поддерживаемое реле-регулятором, с 13,5+2до 14,5+2в.
12. Установить исправные аккумуляторы с электролитом, плотность которого доведена до зимней нормы (для данной климатической зоны).
13. Подготовить индивидуальные и групповые подогреватели и утеплительные чехлы для двигателей (значительно экономит топливо и облегчает заводки двигателя), подогнать их и закрепить на тракторах.
14. Включить в общую схему системы охлаждения двигателя котел индивидуального подогревателя и проверить его работу.
15. Утеплить кабину, двигатель, батарею аккумуляторов и проверить систему обогрева кабины.
16. Заполнить систему охлаждения жидкостью, замерзающей при низкой температуре (антифризом). Антифриз ядовит, поэтому надо следить, чтобы эта жидкость не попадала на руки или лицо.
Для работы в холодное время года в поддон воздухоочистителя заливают отработавшее дизельное масло, разбавленное 1/3 дизельным топливом. При работе трактора в сильные морозы к дизельному топливу перед заправкой в бак добавляют керосин (10—25% и более, в зависимости от температуры воздуха).
В процессе работы следить за уровнем охлаждающей жидкости в радиаторе и при необходимости доливать в эту жидкость воду. Если из-за отсутствия антифриза используется для охлаждения вода, то перед пуском двигателя для его прогрева нужно заливать в радиатор раньше теплую, а затем горячую воду при открытом сливном кране.
Когда из крана радиатора начнет вытекать теплая вода, кран закрывают, доливают горячую воду и сразу же приступают к пуску двигателя.
Запрещается прогревать основной двигатель пусковым двигателем без предварительного прогрева их горячей водой.
В холодную погоду нужно следить за температурой масла в гидросистеме. Остывшее масло прогревать, перекачивая его насосом без нагрузки (при нейтральном положении рукояток распределителя). Когда масло несколько нагреется, следует 10—15 раз поднять и опустить поршень в силовом цилиндре для лучшего прогрева его и других агрегатов гидросистемы.
Чтобы избежать трещин и иных нарушений в насосе и распределителе, недопустимо подогревать их открытым пламенем. Для кратковременных остановок двигателя зимой трактор ставят в защищенное от ветра место (или радиатором в подветренную сторону) и следят, чтобы температура охлаждающей жидкости не опустилась ниже 40—50°.
Чтобы остановить двигатель на длительное время, ставят трактор горизонтально или с небольшим уклоном вперед, заглушают двигатель, а когда жидкость остынет до 50—55° С, сливают ее в чистую посуду и оставляют сливной кран открытым. Сливают масло из поддона картера двигателя, а в сильные морозы — и из картера силовой передачи, и хранят охлаждающую жидкость и масло в теплом помещении. Если почему-либо масло не слито и оно застыло, нужно отбуксировать трактор в теплое помещение для его отогрева. В крайнем случае разрешается отогревать масло, устанавливая под картером жаровню с горячими углями. Жаровню накрывают железным листом, в котором имеются отверстия для прохода горячего воздуха.
Все советы носят рекомендательный характер, а не являются руководством к действию, ибо страна большая и много климатических зон.